Новая Зеландия
Мы в этой стране уже 4 месяца и по большому счету с первого дня было понятно, что мы хотим здесь остаться. Это больше похоже на возвращение домой, чем на иммиграцию. И пока мы еще только учимся жить здесь, и нам еще далеко до полноценного гражданства и ассимиляции. Но даже сейчас, быть может в первый раз в жизни, я чувствую, насколько здорово осознавать себя частью страны, и не испытывать при этом какого-то внутреннего глубокого дискомфорта и противоречий.
Внутренний резонанс – это главный критерий, на мой взгляд, который подтверждает правильность сделанного выбора. Это проявляется во внутренней уверенности в том, что ты на своем месте.
Первые три месяца мы просто ездили по стране, останавливались на фермах, кемпингах, ходили в походы, знакомились с людьми и с образом жизни, изучали историю (которая небольшая, но насыщенная). То есть включались постепенно в эту страну, отмечая при этом все больший отклик на местное устройство и местные ценности.
Остановлюсь на нескольких моментах, которые, как мне кажется, в наибольшей степени характеризуют страну.
Договор Вайтанги. Трибунал.
К сожалению, все колонии были организованы не совсем честными методами. Новая Зеландия не исключение, хотя с периодом конкисты не сравнить. По Договору Вайтанги территория по сути перешла под протекторат Англии. Этот день, 6 февраля 1840, считается днем основания государства, когда вожди большинства племен маори подписали этот документ. Естественно, последовала волна земельных войн, когда под тем или иным предлогом земля переходила в чье-то пользование. Коренное население в данной ситуации было в проигрыше, несмотря на то, что представители народа играли определённую роль в управлении страны и входили в состав парламента.
В 70-х годах 20 века началось движение, требующее пересмотра ряда сделок после подписания Договора, чтобы восстановить справедливость по отношению к коренному народу и его законные права на землю. Трибунал Вайтанги существует на постоянной основе, и был создан во времена лейбористского правительства. Благодаря этим действиями Маори получили назад в свое пользование большую часть принадлежавших им земель, где они до сих живут согласно их традиционным обычаям, что позволило сохранить их культуру. Кроме того, государство признало право требования компенсации, которые сейчас на постоянной основе выплачиваются всем племенам.
Здесь не было резерваций, как это было в Америке, когда погибло большинство племен индейцев. Здесь нет изоляции аборигенов, как это произошло в той же Австралии. Здесь общество признало свою ошибку в ущемлении коренного народа и пытается все это исправить. Язык маори носит статус государственного, его изучают в школах, все жители знают хотя бы несколько фраз. Самобытность и природность культуры всячески поощряется и поддерживается. Многие «кивосы», потомки переселенцев, говорят, что им сейчас не стыдно за себя и за своих предков, потому что в этой стране постарались создать максимально равноправное общество. Вопрос в том, кто как использует свое право – это уже второй вопрос.
Удивительно, но я сталкивалась с мнением, которое порой читаю в блогах русских иммигрантов, что «эти либерасты слишком уж много прав дали маори, вот надо было загнать их в резервацию, и жили бы там себе, а нам не надо было на них тратить столько налогов»…. То есть зачем нам справедливость? Нам нужно денег побольше.
На мой взгляд, готовность общества признавать ошибки и исправлять их говорит об определенной гражданской ответственности, о зрелости и сознательности такого общества. Несправедливость по отношению к другому народу нельзя замалчивать, как это было с Холокостом и Голодомором в бывшем СССР.
Вторым таким показательным актом сознательного общества является создание Department of Conservation или DOC, как принято говорить.
Как всякая колония, Новая Зеландия использовалась очень жестко. Агрессивное сельское хозяйство, эксперименты с животноводством (заселение опоссумами, кроликами, свиньями) носило разрушительный характер. Но самым страшным была беспощадная вырубка леса. Приезжие бизнесмены из Европы выкупали огромные площади леса и вырубали тысячелетние Каури. Страна экспортировала древесину. Стоит ли говорить, что многовековые деревья (Каури и Риму растет очень медленно, до тысячи лет) шли на коробки, в которых фасовалось сливочное масло на экспорт. Подсчитано, что за период заселения человеком этих земель со времен маори, острова потеряли до 50% лесов.
Многие леса сохранились только благодаря меценатам-ботаникам, которые вкладывали все свои сбережения, чтобы выкупить часть леса и сохранить для будущих поколений.
В 70-х годах 20 века началось массовое экологическое движение. Оно было направлено на остановку вырубки лесов и сохранение биоразнообразия страны. Под обращением к парламенту поставили свои подписи около 300 тысяч человек. Весь процесс растянулся на десятилетие. Парламент под нажимом общественности ввел ограничения на вырубку лесов, по разным источникам страна потеряла мгновенно до 15% ВВП, многие предприятия обанкротились. Такова была цена сохранения ресурсов.
В 80-х годах был создан DOC (Департамент сохранения окружающей среды), который контролирует сохранение и поддержание биоразнообразия во множестве заповедников. Территория, которая находится под протекцией DOC составляет 30%!! всей площади Новой Зеландии. Такого нет ни в одной стране мира. Все эти леса, дикие пастбища, горные массивы – все бережно охраняется. Любой человек имеет свободный доступ во все заповедники и парки( за редкими исключениями из-за безопасности), так как это все public, то есть принадлежит народу Новой Зеландии. Развито волонтерское движение в DOC, например, среди жителей чрезвычайно популярно брать ответственность за какой-либо участок или кемпинг.
Экологическое движение во многом повлияло на «зеленый статус» страны. Здесь запрещена атомная энергия, суда с такими двигателями не имеют права зайти в воды страны. Активно используется энергия ветра, прибоя, солнечная, гидро, и термальная энергия (гидротермальная станция на гейзерах обеспечивает отдельный регион). До 90% мусора идет на повторную переработку.
Экологические ориентиры задали основной тон и экономике страны. Страна активно развивает зеленый туризм, для этого созданы все условия, и в 2015 году это уже основная статья доходов страны.
Вот такой вот интересный пример активного участия граждан, которые сумели отстоять свою страну, сохранить ее уникальную природу, создать по сути брэнд «Pure New Zealand” и еще денег заработать на этом. Опять же, это уровень общественного сознания, который направлен на созидание и развитие.
А что было бы, если бы позволили вырубить все леса до основания, поворотить реки вспять и распахать оставшиеся тысячи гектар под пастбища? Кстати, некогда в Одесской и Херсонской области росли бескрайние дубовые леса, о них еще Геродот упоминал. А теперь там солончаковая почва и бескрайняя степь. Человек, разрушая, разрушает себя.
Kiwi-lifestyle
Под этим устойчивым выражением новозеландцы понимают размеренную жизнь, без стресса. Когда человек уделяет достаточное внимание всем сферам жизни. У него есть время на работу, семью, отдых, увлечения, собственное развитие. Здесь не принято гнаться за карьерой и деньгами. Да, безусловно, в больших городах есть такие моменты, но ярко выраженные амбиции и карьеризм – здесь скорее моветон. Здесь не зарабатывают много денег, богатых людей тут немного. Поэтому часто люди, приезжая сюда за лучшей жизнью, разочаровываются, потому что доходы сравнительно небольшие, цены высокие, карьеру строить долго, тусовки активной нет, Окленд (самый крупный город) –это большая одноэтажная деревня. Обычно, прожив 3-5 лет те, кому не по душе такая скучная жизнь, уезжают или в Австралию, или в США, говоря, что потратили даром время. Это правда, это страна для людей, кто хочет жить в спокойствии и заниматься собственными делами и увлечениями.
Очень популярны небольшие частные фермы, их так и называют lifestyle. Это не ферма в обычном представлении, где владельцы убиваются на полях. А скорее частный дом с достаточной территорией, в окружении холмов и деревьев, где все построено с максимальной разумностью и эффективностью.
Органическое сельское хозяйство часто возведено в культ, что, впрочем не так уж плохо. Даниил (поскольку он увлекается всякими продвинутыми технологиями по примеру пермакультуры) был удивлен, что здесь обычное хозяйство использует множество принципов, про которые он только в книжках читал. В нашей стране нас часто считали ненормальными, когда мы кому-то говорили про то, какой образ жизни мы хотим вести. Если Даниил кому-то рассказывал про пермакультуру, умный дом или эргономическую архитектуру, строительство каких-то там водных аккумуляторов на солнечной энергии, которые он сам придумал, большинство людей редко скрывали сарказм. Здесь, в какой бы дом или ферму не приехали, мы встречаем как минимум одобрение. А чаще люди охотно делятся своим опытом.
Например, мы жили какое-то время в одном поместье, которое было организовано и построено полностью своими руками еще лет 30 назад. Группа людей приехала в Новую Зеландию (далеко от города, в северных леса), выкупили участки, построили удивительно красивые необычные дома, и создали земледелие на основании естественных принципов. Какое-то время это общество жило практически на самообеспечении, росло, их дети учились совместно на домашнем образовании. Многие дети выросли и разъехались, дома сейчас живут несколько обособленно, но во многом помогают друг другу. То есть это не совсем кибуц, но многие принципы похожи. Мы жили в доме женщины, которая преподавала актерское мастерство и языки в местной деревенской школе, работали у нее в саду. Выросли они с мужем в Вене, она играла в одном из театров. А потом они решили поменять свою богемную жизнь на строительство поселения хиппи в Новой Зеландии) Поселение называлось Honey Moon Valley, мы смотрели их старые фотографии, и видели, что они были необычайно счастливы. Во многом мне это напомнило историю о старейшем кибуце в фильме у Познера «Еврейское счастье».
Идея такого вот общества – она ведь не нова, просто к ней нужно быть готовым. Это строится только на каком-то внутреннем осознании, доверии, самоотдаче, желании отдавать, а не только получать. Здесь нет меркантильных интересов, потому что цель – это создание нового и лучшего для всех, а не получение прибыли для себя одного.
Конечно, новозеландцы все-таки большие индивидуалисты, для них важны границы и независимость. Но вместе с тем они с большой радостью приходят на помощь, очень просты в общении и открыты. Мне кажется, что именно здесь построить нечто подобное будет возможно.
Сказать, что Новая Зеландия – это духовная страна, не знаю, можно ли. Что мы вкладываем в понятие духовность? Общество не религиозно. И, конечно, многие люди ведут достаточно потребительский образ жизни – работа, дом, магазин, игра в регби, телевизор. Но на любом уровне присутствуют такие ценности как честность, порядочность, доверие к другому, отзывчивость, открытость, доброжелательность. Нет абсолютно агрессии, хамства, раздражительности, желания прикарманить что-то на халяву. Любовь к природе – это местная религия, если шутливо можно так выразится. Знаете, мне эти люди ближе, чем высокомерные йоги (не везет мне на йогов, ага). Простота и естественность , умение радоваться просто так и сопереживать, быть искренними. Это ли не те качества, которые отличают человека, и которых так часто не хватает людям пост-советских стран.
Здесь для меня очевидно одно – возможность создать в пространстве эгрегора страны то, что тебе самому нужно, ты свободен в выборе. Здесь минимально влияние государства, нет трансляции какой-то политики и идеологии. Здесь единственная неприкосновенность – человеческая личность, ее свобода развиваться так, как она хочет и делать то, что этому индивидууму нужно. Ну лично мне этого вполне достаточно.
Отмечу, что сразу по приезду я отметила некую легкость в мышлении, регулярно очень глубокие сны, часто осознанные. Практики Монро я остановила в Азии, после того как много раз не получалось выйти в 10 фокус, как будто мешало что-то, вверх выхода нет. Здесь практики пошли сразу и достаточно активно, особенно, когда стоишь в каком-то заповеднике, где нет связи. Ничего не мешает, происходит быстрый выход вверх, гораздо слабее восприятие этих серых колец. У меня есть предположение, что это связано с активностью социального эгрегора. Он здесь сам по себе не слишком активный, потому что мало людей и очень много природных зон, плюс огромный океан вокруг, который действует как защитный экран. Я уверена, что плотность населения и электромагнитное излучение (вышки мобильной связи, телефоны, вай-фай) напрямую влияет на плотность слоев, про которые говорит Монро.
В какой-то момент сидя у реки, я поймала себя на состоянии, когда текущая я (моя личность сейчас) передает посыл мне самой в прошлое. Чувствовалась глубокая взаимосвязь текущего момента с прошлым, они как будто совпали. Если вспомните, Монро описывает это знакомство с самим собой в последней из книг. Мне кажется, что это происходит с каждым из нас, просто мы это не осознаем часто. Мы, более цельные, передаем посыл с указанием пути самим себе, но в прошлое. Мы называем это озарениями, инсайтами, внутренним голосом, зовом души. Ну да, так и есть. Это все мы, как часть чего-то большего направляем самих себя. Я семь лет назад в один момент приняла решение взять и уехать в Новую Зеландию, на время. Это было одномоментное знание куда мне нужно идти. Решение пришло внезапно и не было ни малейшего колебания - взяла билет, открыла визу и улетела. До этого я про Новую Зеландию даже и не слышала толком. И именно та поездка семь лет назад повлияла на всю последующую жизнь. И, конечно, я мечтала в глубине души сюда вернуться. Это мой дом, как оказалось.
***
А посыл этого всего длинного поста в том, что если чувствуешь, что в жизни нужно что-то менять – нужно менять. Не бояться, страх пройдет, когда сделаешь первый шаг. Порой просто выход из определенного слоя реальности (страна, работа, отношения, город, сообщество и т.п.) меняет жизнь кардинально. Человек всегда поймет, что его, а что нет. Мы рождаемся в разных странах, семьях, наверняка, не просто так. Но осознав определенный урок, пройдя что-то важное через опыт, привязка исчезает, и часто это становится началом чего-то нового.
