"Договор страны" - обсуждение вопросов по теме (на примерах книг: Гроссмана, Суворова, Солонина и т.д.)
Добавлено: Ср янв 13, 2016 12:20 am
В книге В. Гроссман "Всё течет", предложенной к осмыслению, поднимается вопрос о рабстве, душе и несвободе (глава 22-23)
Хочу процитировать несколько абзацев из книги:
Далее автор задает вопросы и оставляет без ответа:
Хочу поделиться своими мыслями. С революцией 1917 года происходила (условно) смена Договора Монархии на Коммунизм. Идеи Коммунизма в чистом виде не прижились, а видоизменились и привели к созданию тоталитарного государства ради самого государства. Но свободы (ценности жизни) раньше не было и в Царской Империи. Получаются, какой новый Договор не меняй с стране, если он распространяется в среде рабства и несвободы, когда люди не знают ценность личности и человеческой жизни -- это всегда приведет к плохому результату. (Или рабство это изначальное свойство Договоров Руси-СССР-России?). Ведь идеи коммунизма прижились в других странах и Договорах, хотя конечно видоизменились (пример Кибуц в Израиле)
И главный вопрос у меня после прочтения книги: Что нужно сделать, чтобы уничтожить в себе раба?
Хочу процитировать несколько абзацев из книги:
Чаадаев гениально различил поразительную черту русской истории: «…колоссальный факт постепенного закрепощения нашего крестьянства, представляющий собой не что иное, как строго логическое следствие нашей истории».
Неумолимое подавление личности неотступно сопутствовало тысячелетней истории русских. Холопское подчинение личности государю и государству. Да, и эти черты видели, признавали пророки России.
... развитие Запада оплодотворялось ростом свободы, а развитие России оплодотворялось ростом рабства.
Русское развитие обнаружило странное существо свое — оно стало развитием несвободы. Год от года все жестче становилась крестьянская крепость, все таяло мужичье право на землю, а между тем русские наука, техника, просвещение все росли да росли, сливаясь с ростом русского рабства.
После освобождения крестьян революционные лидеры, интеллигенция, студенчество бурно, со страстной силой, с самоотверженностью боролось за неведомое Россией человеческое достоинство, за прогресс без рабства. Этот новый закон был полностью чужд русскому прошлому, и никто не знал, какова же станет Россия, если она откажется от тысячелетней связи своего развития с рабством, каков же станет русский характер?
И в восхищении византийской аскетической чистотой, христианской кротостью русской души живет невольное признание незыблемости русского рабства. Истоки этой христианской кротости, этой византийской аскетической чистоты те же, что и истоки ленинской страсти, нетерпимости, фанатической веры — они в тысячелетней крепостной несвободе.
Ленин во многом противоположен пророкам России. Он бесконечно далек от их идей кротости, византийской, христианской чистоты и евангельского закона. Но удивительно и странно — он одновременно вместе с ними. Он, идя совсем иной, своей, ленинской дорогой, не старался уберечь Россию от тысячелетней бездонной трясины несвободы, он, как и они, признал незыблемость русского рабства. Он, как и они, рожден нашей несвободой.
Крепостная душа русской души живет и в русской вере, и в русском неверии, и в русском кротком человеколюбии, и в русской бесшабашности, хулиганстве и удали, и в русском скопидомстве и мещанстве, и в русском покорном трудолюбии, и в русской аскетической чистоте, и в русском сверхмошенничестве, и в грозной для врага отваге русских воинов, и в отсутствии человеческого достоинства в русском характере, и в отчаянном бунте русских бунтовщиков, и в исступлении сектантов, крепостная душа и в ленинской революции, и в страстной восприимчивости Ленина к революционным учениям Запада, и в ленинской одержимости, и в ленинском насилии, и в победах ленинского государства.
Всюду в мире, где существует рабство, рождаются и подобные души.
Далее автор задает вопросы и оставляет без ответа:
Где же надежда России, если даже великие пророки ее не различали свободы от рабства?
Где же надежда, если гении России видят кроткую и светлую красоту ее души в ее покорном рабстве?
Где же надежда России, если величайший преобразователь ее, Ленин, не разрушил, а закрепил связь русского развития с несвободой, с крепостью?
Где пора русской свободной, человеческой душе? Да когда же наступит она?
А может быть, и не будет ее, никогда не настанет?
Хочу поделиться своими мыслями. С революцией 1917 года происходила (условно) смена Договора Монархии на Коммунизм. Идеи Коммунизма в чистом виде не прижились, а видоизменились и привели к созданию тоталитарного государства ради самого государства. Но свободы (ценности жизни) раньше не было и в Царской Империи. Получаются, какой новый Договор не меняй с стране, если он распространяется в среде рабства и несвободы, когда люди не знают ценность личности и человеческой жизни -- это всегда приведет к плохому результату. (Или рабство это изначальное свойство Договоров Руси-СССР-России?). Ведь идеи коммунизма прижились в других странах и Договорах, хотя конечно видоизменились (пример Кибуц в Израиле)
И главный вопрос у меня после прочтения книги: Что нужно сделать, чтобы уничтожить в себе раба?